У
детей в возрасте от 15 месяцев и до двух лет наблюдается резкий скачок в
языковом развитии. Этот момент нельзя упускать, поэтому играя, купая и гуляя с
ребенком, нужно стараться много и правильно разговаривать.
Игра на развитие понимания речи. Взрослый спрашивает: «Show me the
thing you will eat with. Show me what you wear on your feet. What do you brush
your teeth with? What
do you draw with?».
(Покажи то, чем будешь кушать. Покажи то, что носишь на ножках. Чем ты
чистишь зубы? Чем ты рисуешь?) И так далее. Малыш учится узнавать предметы
по их назначению.
Дуем, дуем. Игра расширяет представление малыша
о свойствах предметов и развивает правильное дыхание при разговоре, что
является профилактикой заикания. Малыш сидит в ванной. Возьмите большую
соломинку от коктейля и подуйте через нее в воду. Сначала вы должны дунуть сами
и порадоваться вместе с ребенком, какой это вызывает звуковой эффект. Затем
возьмите другую соломинку и предложите ребенку самому подуть через нее в воду.
Следите, чтобы он не пил воду из ванны. Можно научить ребенку сдувать пену в
ванной или задувать свечку.
Вот она! Возьмите чистую коробку, засыпьте ее
большим количеством кусочков тряпочек или бумаги. И среди них спрячьте
небольшую игрушку, например зайца. Пододвиньте коробку малышу, сказав: «Look, somebody is in the box» (посмотри,
в коробке кто-то есть). Если ребенку неинтересно, пусть среди однообразной
массы вдруг появиться кончик уха любимой мягкой игрушки. Удивитесь вместе с
малышом, спросите: «What
is it? Do you know? Let’s see» (что
это? Ты не знаешь? Давай посмотрим). В следующий раз спрячьте что-нибудь
плоское, или твердое. Обязательно описывайте это предметы вслух. Игра развивает
мышление, совершенствует тонкие движения рук. Малыш начинает понимать, что вещи
существует и тогда, когда он их не видит.
Найди мне. Возьмите набор мелких предметов
разного цвета. Это могут быть геометрические фигуры, счетные палочки, фигурки
животных. Важно, чтобы одинаковых фигур там было определенное количество.
Например, вы показываете ребенку зеленый треугольник и просите: «Can you find the same triangular?» (Можешь найти такой же треугольник?). Учите малыша искать и по
цвету, и по форме. Хвалите его, даже если у него не сразу получается.
Повторяйте названия фигур и цвета четко и ясно.
Купаем мишку. Перед купанием предложите малышу: «Let’s wash your animals. Whom would
you like to take with you to the bathroom?» (Давай искупаем зверушек.
Кого ты хочешь взять с собой в ванную?) Положите игрушки в тазик, предложите малышу отнести их
в ванну. Называйте части тела. Снимая
платье с куклы, бантик с котика и т.д., называйте все действия и советуйтесь с
ребенком. Дайте ему поиграть самостоятельно.
В конце купания пусть вытрет игрушки и разложит их сушиться на полотенце.
Похвалите ребенка.
По кочкам, по кочкам. Стишки и детские песенки являются
хорошими инструментами для языкового и речевого развития ребенка. Читайте
детские стихи и пойте вместе песенки, как можно чаще. Известная на русском
языке игра «По кочкам» есть и в английском варианте. Посадите ребенка на
колени, начинайте поднимать и опускать ребенка со словами: «Humpty Dumpty sat on a wall, Humpty Dumpty had a
great fall". На слове fall разведите ноги и аккуратно уроните ребенка
вниз. Когда он окажется на полу, скажите: «BOOM!» Скорее всего, ребенок снова
заберется к вам на колени и захочет «упасть» еще раз.
Телефон. Дети любят повторять за взрослыми,
поэтому им нравится «говорить по телефону». Сядьте рядом с ребенком, возьмите
телефон, приложите к своему уху и скажите пару коротких предложений, так словно
вы разговариваете с кем-то. Обязательно произнесите имя своего ребенка в одном
из предложений, а также знакомые ему слова, например: daddy, mummy и т.д. Потом передайте телефон
ребенку. Скорее всего, он поднесет его к уху и тоже начнет что-нибудь
«говорить».
Помоги маме. Используйте любую возможность, чтобы задействовать
ребенка и поговорить с ним. Например, когда вы собираетесь стирать, скажите малышу: «Mummy is going to put the clothes in the washer to get
them nice and clean. Can you help Mummy?» (Мама собирается положить одежду в стиральную машину, чтобы она стала красивой
и чистой. Поможешь маме?) Добавляйте новые описательные слова. Если вы раньше
просили: «Can you bring me the ball?» (Принеси мне мячик?), то теперь скажите: «Can you bring me the yellow ball?» (Принеси мне желтый мячик?)