четверг, 14 марта 2019 г.

Привыкаем с детства

Аспект 7: создавайте хорошие привычки и традиции
Из книги Maximize Your Child's Bilingual Ability автор Adam Beck

Мой восьмилетний сын обожает играть в мяч, он постоянно играет мячами любых форм и размеров, дома и на улице. В итоге, мне порой приходится убирать эти мячи куда-нибудь повыше (например на холодильник), чтобы он сел за уроки.

А моя 11-летняя дочь любит побегать с подружками на улице, ее активная натура предпочитает скакать на свежем воздухе, а не читать книги.


Я узнаю себя в детях, когда-то я тоже был ребенком.

Когда я был маленьким, их характеристики подходили и мне. Я тоже любил играть в мяч и предпочитал прогулки с друзьями, а не чтение.

Теперь я просто сижу перед компьютером и ем чипсы.

Я знаю, что сидячий образ жизни - это проблема, но, честно признаться, я не преуспел в создании правильных привычек и организации режима дня для того, чтобы регулярно заниматься спортом. Например, я стараюсь бегать по утрам после завтрака, но пробежка часто зависит от моего настроения или погоды. Стыдно признаться, но обычно я просыпаюсь с радостью, когда вижу, что за окном льет дождь, потому что у меня появляется "отличная отговорка" -  мне не придется выходить на пробежку.

Я рассказываю это все, чтобы честно показать, что я не всегда дисциплинированно отношусь к разным аспектам моей жизни, хотя хотелось бы. Однако, если дело касается привычек и режима, связанного с обучением второму языку, моя дисциплина становится железной.


Ключевые привычки

Вот наши основные привычки...


Чтение вслух за завтраком


Каждой утро, начиная с того момента, когда мои дети научились сидеть за столом, я читаю им за завтраком. (Нет, я не ем и читаю одновременно с набитым ртом. Они едят, я читаю. А завтракаю я попозже). В течение многих лет, день за днем по 20-30 минут, я не пропустил почти ни одного утра. А когда приходилось отменять утреннее чтение - если мы были в поездке или наше обычное расписание менялось - я всегда чувствовал внутреннюю тревогу. И  сознательно старался скорее вернуться в обычный режим.

Таким образом, мои дети прослушали сотни и сотни книг за то время, что я им читаю. (До того, как они научились сидеть, я читал им вслух, лежа рядом с ними на полу). И хотя, я считаю, что развитие второго языка связано с разными способами его практики, все же, если бы меня спросили: "Что является главным источником нашего успеха?" - я бы ответил: "Наше регулярное чтение вслух".  Дело в том, что письменная речь, как правило, богаче устной, она более утонченная, изысканная; и именно с ее помощью дети с раннего возраста стали обретать это тонкое чувство языка. Я не говорю, что теперь они объясняются как Шекспир - они говорят как обычные нормальные дети, но я вижу, насколько широк их словарный запас по тому, какие фразы и грамматические конструкции они вставляют в свою речь, и все это в результате активного использования книг.



Включать их в беседу

Признаюсь честно: в компании взрослых я больше молчу, чем говорю. В компании одного-двух друзей или в роли учителя я с удовольствием и свободно буду говорить, но в других случаях -  я скорее интроверт.

В компании детей - своих или учеников - меня невозможно остановить, я болтаю без умолку, потому что сознательно пытаюсь вовлечь детей в разговор, чтобы повысить их уровень владения вторым языком. 

Частично это просто моя сущность: я подобен ребенку (хотя моя жена говорит, что я и сеть ребенок), и мне нравится пошутить и побаловаться с детьми. Но при этом я всегда помню: чем лучше мне удастся вовлечь их в нашу болтовню, тем больше у них будет языковой практики, и тем выше будет результат. Скорее всего, я бы также много разговаривал с детьми, даже если бы не осознавал, насколько это полезно, но зная, я тем более стараюсь вовлекать их в беседы, причем с самого раннего возраста, да что там - с рождения.

Хочется обратить особое внимание на привычку, связанную с говорением, которая всегда имела особенно важное значение:

Суть этой привычки: демонстративное особое внимание, уделяемое второму языку и говорению на нем, и такое же демонстративное "недолюбливание"- насколько это возможно в вашем и доме и особенное в первые годы жизни детей - первого языка. Это поможет повысить шансы того, что дети будут отвечать вам на втором языке.


Вполне вероятно, что ваши дети заговорят с вами на втором языке, даже если вы будете активно пользоваться доминирующим языком, все зависит от конкретной семьи. Но в целом, чем больше вы говорите на доминирующем языке в присутствии детей, тем больше шанс, что дети почувствуют, что на самом деле "настоящей" необходимости использовать второй язык нет.   


Добавляем домашние задания


Третья составляющая нашего успеха - это ежедневное домашнее задание. Поскольку я поставил довольно серьезную цель - научить детей владеть языком не хуже носителей в устной и письменной форме, то домашние задания они начали выполнять довольно рано - примерно в возрасте трех лет. Я бы начал попозже, будь у нас другая ситуация, но мне нужно было успеть установить эту полезную привычку до того, как дети пошли в японскую школу и японский язык стал главным. Чем раньше приобретена привычка, тем проще ее исполнять в будущем - и детям, и мне.

Итак, день за днем, год за годом, за исключением двух-трех раз за все время, дети получали задания по чтению и письму и выполняли их, иногда вместе со мной, иногда самостоятельно. Это требует дисциплины с обеих сторон, у детей есть еще домашнее задание из японской школы, а у меня - свои дела по работе, но я считаю, что эта традиция выполнять задания - фундамент нашего успеха, поэтому мы так твердо следуем ей.

Если же в вашей семье чтение и письмо не являются главными задачами, все равно старайтесь проводить время, занимаясь литературой, тогда устная речь вашего ребенка будет развиваться должным образом. Ведь именно литература отвечает за владение языком в совершенстве. Известно, что начитанные люди говорят красиво, поэтому, если у вас никак не получается организовать домашние задания для детей, занимайтесь чем-либо, связанным с чтением и литературой, и вы увидите прогресс и новые успехи в речи ребенка.


Привычки, традиции и проекты


Вот такие три основополагающие привычки у нас в семье. Я не утверждаю, что вы не увидите результата и прогресса в языковом развитии детей, если не будете постоянно следовать именно этим привычкам. Ведь ваши цели могут отличаться от моих. Но я считаю справедливым заметить, что если вам удастся организовать их выполнение в вашей семье, а также получится быть дисциплинированными, чтобы каждый день следовать им, вне всяких сомнений -  вы увидите скачок в развитии второго языка.

Если вы действительно серьезно настроились на максимальное развитие билингвальных способностей ваших детей, то привычки, которые им помогут, которые подходят именно вашей семье, которым вы всегда честно следуете, станут не только двигателем прогресса у ребенка, но и станут целой инфраструктурой вашего билингвального пути.

Помимо ежедневных привычных действий для развития речи можно использовать небольшие краткосрочные проекты: снять на видеокамеру интервью или "мелодраму"; написать сценарий пьесы и разыграть ее;  написать небольшую книгу-рассказ с иллюстрациями или комиксы; сочинить песню и спеть ее; придумать настольную (или любую другую) игру и поиграть вместе; оформить фотоальбом и придумать интересные описания к фотографиям; сделать поделку или что-то построить; провести исследование на интересную тему и сделать по нему презентацию и многое другое.

Одна мама придумала проект, который длился год. Она вместе с детьми отправила плюшевого крокодила в путешествие по миру, крокодил "гостил" в разных семьях, а дети описывали его приключения в блоге на двух языках.

Итак, полезные языковые привычки и традиции - это основа прогресса языкового развития, а краткосрочные проекты помогают усилить интерес ко второму языку и становятся еще одной возможностью практики второго языка.

Аспект 1: Дух билингвального путешествия 
Аспект 2: Лучшее, что есть в воспитании билингвов
Аспект 3: То, что вы делаете, имеет значение
Аспект 4: Ваш ребенок хочет быть билингвом 
Аспект 5: Как повысить шансы на успех
Аспект 6: Используйте преимущества раннего возраста 


1 комментарий:

  1. Sands Casino, Atlantic City | Play Slots Online - Sega
    Play your favorite SEGA games on septcasino the largest collection of SEGA Genesis / Mega Drive retro games 제왕카지노 at 메리트카지노 Sega Mega Drive / Genesis Classics, featuring!

    ОтветитьУдалить