понедельник, 3 июня 2019 г.

Пора просыпаться!

Недавно я переводила небольшую статью по поводу  того, что для успешного билингвизма в семье нужно прикладывать усилия каждый день. Каждый день. Ну конечно, многие об этом слышали и читали сотни раз. "Последовательность - это ключ к успеху" - такая фраза есть в каждой книге о воспитании билингва. И тут меня осенило: я давно перестала прилагать усилия, все идет по накатанной, в какой-то мере мотивация поуменьшилась, от этого и у дочки тоже меньше мотивации, от этого и периодические забастовки. 

Вот нельзя расслабляться! Это бездействие испортит все предыдущие старания. А всего лишь навсего, надо просто держать в голове "один шаг в день, один шаг в день". Хотя бы мелочь.
Просто сделать что-то обычное, например, книжку почитать, или сделать что-то новое - в игру поиграть, вместе какой-нить слайм сделать на английском, или посмотреть  хороший семейный влог, где родители с детьми общаются, или хотя бы 10 минут книгу о билингвизме почитать, энциклопедию на английском полистать. И тогда это все собирается в целое, появляется мотивация снова придумывать что-нибудь интересное на английском, снова хочется подбрасывать новые словечки в речь.

Честное слово, когда живешь в Сибири, а говоришь с детьми на английском - это трудно для мотивации. Когда-то у Саши почти все друзья были носители английского, но это было не в Сибири. Здесь нет такой языковой атмосферы - очень и очень мало английского за пределами дома.  Здесь говорить на английском с ребенком - это еще непривычно. Но! Люди подходят, спрашивают, просят совета, как начать, потому что многие мамы знают английский и видят, что научить ребенка - реально. Только надо - еще раз - делать это каждый день. 

Иногда находят сомнения по поводу правильности языка. Конечно, когда вокруг говорят носители, можно быстро сориентироваться, а когда их нет? А вдруг мы научим детей корявому рунглишу, который все равно никто не поймет? Как пишут в книгах: язык с ошибками лучше, чем отсутствие языка. Опять же, если прилагать усилия, то благодаря интернету сейчас можно найти все. У меня, например, есть подруга в Америке - американка - у которой дочь моего возраста, и она почти каждый день выкладывает фото и видео с девочкой в фейсбук. Других, может, это раздражает, а меня все устраивает. Можно подслушать и примерно сориентироваться: песню какую-то классную спели, надо поискать - тоже спеть; она уже читать начала, пора и нам заняться. 

Чем дольше мы живем в России, тем сильнее становится русский. В большинстве случаев у нас игрушки "разговаривают" по-русски. Даже мишка, привезенный из США, вдруг переключился. На мое удивленное: "Подожди-ка, он же по-английски только говорит!" - Саша спокойно ответила: "А я его по-русски научила".  А мне не хочется, чтобы английский становился слабее, то есть это ожидаемо, что он будет слабее, но надо разрыв минимизировать по возможности.

И понятно, что для этого нужно читать на английском, и делать домашние задания, и играть, и включать хорошие мультфильмы  на английском, и многое-многое другое, но вот сегодня я прочувствовала: все-таки самое главное - это мотивация! Чтобы глаза горели, чтобы заражаться, чтоб хотелось говорить на втором языке, чтоб это было нашим приключением, а не тягостным испытанием. Иногда для поднятия мотивации я представляю, как мы поедем в отпуск в США, навестим моих старых друзей, будем сидеть на диване, пить колу и слышать, как наши дети на улице вместе играют, общаются, смеются. Ведь язык - это возможность иметь друзей из разных культур. Я знаю, что это такое. Пусть и наши дети знают. 

А пока пойду энциклопедию полистаю... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий