четверг, 8 мая 2014 г.

Сколько часов английского в неделю?


Известно, что для развития двух языков одновременно у ребенка необходимо посвящать второму языку как минимум 25 часов в неделю. Это приблизительно 30% времени бодрствования ребенка. Если второму языку будет уделяться менее 20 часов в неделю, то он непременно начнет уступать первому.   

И хотя я не ас в математике, все же иногда заставляю себя садиться и считать, какое количество времени мы тратим на второй язык в нашей семье. Такие подсчеты необходимы, чтобы понять достаточно ли мы занимаемся вторым языком или нам нужны корректировки.
Я понимаю, что мои собственные подсчеты подойдут не для каждой семьи, ведь все семьи разные, но все же решил поделиться ими. По крайней мере, пример языкового погружения в нашей семье может стать пищей для размышления для других и составления своего графика. (При подсчете можно использовать калькулятор J).

Семейные обстоятельства. Для начала расскажу о нашей ситуации в семье:
·         Мои дети: Лулу – 8 лет и Рой – 5 лет (скоро будет 6)
·         Мы живем в Японии, дети ходят в японскую школу
·         Моя жена - японка, занимается в основном воспитанием детей и говорит с ними только по-японски. 
·         Я говорю с детьми только на английском (втором языке).
·         Я являюсь основным источником второго языка для детей.
·         Раньше я был учителем в международной школе в Хиросиме, сейчас занимаюсь с детьми билингвами по своей разработанной программе.
·          С 2010 года я занимаюсь писательской деятельностью, работаю в основном дома.

Итак, разберем диаграмму. 

Чтение вслух каждое утро за завтраком.
3, 5 часа в неделю. (7 дней по 30 минут).

Чтение вслух это вообще основа моего обучения детей второму языку, которое началось с самого их рождения. Это важнейшая форма обучения, которая должна начинаться с первого дня жизни ребенка и продолжаться все его детство. Сейчас я читаю детям книги, разделенные по главам, например, книги Беверли Клири (Beverly Cleary) о приключениях. А еще последнее время я стал читать больше стихотворений, например, Шела Сильверстина (Shel Silverstein) и Джека Прелустки (Jack Prelutsky). Нам очень полюбились стихотворения.

Выполнение домашних заданий вместе.  
3,5 часа в неделю (7 дней по 30 минут).

Чтобы научить детей читать и писать по-английски, я разработал для них ежедневные задания, которые они начинали выполнять с 3 лет, таким образом, у них появилась прочная основа в письме и чтении еще до того, как они пошли в японскую школу. (Все началось с простых заданий, например, обводить буквы по точкам). В настоящий момент мои дети выполняют одну страницу упражнений из книги для чтения, а также мы вместе читаем одну главу из книги (по ролям; по очереди: я страницу, ребенок страницу). Лулу сейчас пытается осилить первую книгу «Гарри Поттера», а Рой читает «Волшебный дом на дереве». Они также выполняют другие задания раз в неделю, например, им нужно написать письмо своему другу по переписке; сделать записи в дневнике; перевести слова на картинках с японского языка на английский; разгадать кроссворд и т.д.

Общение с детьми по рабочим дням.   
7,5 часов ( 5 дней по 1,5 часа).

Я могу общаться с детьми утром перед школой; вечером после школы; за ужином и перед сном. Помимо чтения и совместного выполнения домашних заданий мы иногда играем в игры, играем во дворе перед домом, болтаем за ужином, при этом рассказываем «странные, но правдивые истории», придуманные воспоминания, нелепые загадки и т.д.

Общение с детьми по выходным.
6 часов (2 дня по 3 часа).

На выходных я стараюсь брать детей и отправляться куда-нибудь втроем, проводя время на английском языке. Конечно, такие прогулки удаются не каждые выходные (много работы, другие планы), но если нам удается, то обычно мы идем в парк, или гуляем по соседним улицам, ходим в однодневные походы в лес, а иногда идем в городскую детскую библиотеку или детский музей, участвуем в городских мероприятиях.  

Чтение поневоле.
0,5 часа (7 дней по 5 минут, хотя можно округлить и до 30 минут).

Суть этого задания заключается в следующем: вам нужно повесить белую доску в ванной или другом часто посещаемом месте и писать что-либо на ней (например, загадки, сообщения от папы, который на работе, короткие истории). Это увеличит время, когда ребенок занят чтением на втором языке. Мы стали применять это упражнение с того момента, как дети начали учиться читать. При этом  дети читают на английском даже тогда, когда я нахожусь на работе. Несколько минут чтения в день принесет большую пользу в будущем. (подробнее про чтение поневоле здесь: http://bilingual2013.blogspot.com/2014/05/blog-post_8.html

Просмотр телевизора.
5,5  часов  (3 дня по  30 минут в рабочие дни; 2 дня по 2 часа в выходные дни)

Мы не разрешаем детям долго смотреть телевизор, особенно по выходным, но если уж они его смотрят, то обычно с экрана доносится английская речь. Им нравится смотреть канал Disney, а также американские программы, такие как A.N.T. Farm, Austin and Ally и Shake it up. Телевизионные программы являются хорошим инструментом для поддержания английского языка и знакомства с американской культурой. Единственная сложность – вовремя выключить телевизор. (Лилу обожает смотреть мультфильмы и может закатить истерику, если я говорю «нет». На днях она закричала на меня: «Ты плохой папа!»).    

Прослушивание музыки.
1.75 часов (7 дней по 15 минут).

Сложно посчитать количество музыки, но пусть приблизительно будет так. Мы стареемся включать музыку, пока дети играют в «игровой комнате». Они любят Диснеевские мультики, поэтому мы ставим песни из этих мультфильмов, они их узнают и иногда с радостью начинают танцевать по комнате.

Вот основные способы обучения второму языку, которые мы используем в нашей семье в течение недели. Я не упомянул некоторые другие, менее последовательные мероприятия, такие как: игровые встречи с другими англоговорящими детьми; общение с родственниками из США по скайпу; обучающие компьютерные игры.

Оценивая результаты:
·         Как я и предчувствовал, дети получают достаточное количество английского языка, чтобы не отставать от японского языка.
·         Заданий много и они разнообразны, а значит затрагиваются все основные языковые аспекты.
·         Обучение языку проходит активно, а не пассивно, ведь просмотр телевизора занимает сравнительно мало времени.
·         Единственная проблема, которая бросается в глаза, это недостаточное количество письменных заданий. Как я упомянул выше, мои дети ведут дневники и пишут письма, но на этом все и заканчивается. Развитие способности писать на втором языке – это самое сложное задание со стороны родителей, требующее много времени, но я подумаю над тем, как сделать письмо более активной частью их жизни.

Повышая количество второго языка.

Мне повезло – я работаю дома, но я понимаю, что у многих родителей нет подобной возможности, и им не хватает времени на обучение детей второму языку.  Прошу вас, всегда помните, что всегда возможно изменить обстоятельства так, чтобы они помогли увеличить количество второго языка в жизни вашего ребенка. 
Когда мои дети были младше, я работал весь день, и у меня не было возможности обучать детей английскому так, как я это делаю сейчас. Но я знал, насколько важно, чтобы дети в этом раннем возрасте занимались английским больше 20 часов в неделю, поэтому я делал все, что было в моих силах, например «клонировал» себя (записывал видео обращения для своих детей, которые жена включала им днем).
Вот моя главная мысль, которой я хочу поделиться: если для вас важно воспитать ребенка профессиональным билингвом, то знайте, его успех – какая бы ни была ситуация в вашей семье - зависит в основном от вас. От вашего желания, вашей решительности, от ваших сил и терпения. Это действительно непросто, особенно если вы являетесь главным источникам языка, кроме того требуется вложение сил и средств. Но если вы готовы сделать все возможное с самого первого дня вашего малыша на этой планете, то ваши усилия будут вознаграждены способностью вашего ребенка хорошо владеть двумя языками всю его жизнь.      


Комментариев нет:

Отправить комментарий