Известно,
что для развития двух языков одновременно у ребенка необходимо посвящать
второму языку как минимум 25 часов в неделю. Это приблизительно 30% времени
бодрствования ребенка. Если второму языку будет уделяться менее 20 часов в
неделю, то он непременно начнет уступать первому.
И хотя я не
ас в математике, все же иногда заставляю себя садиться и считать, какое
количество времени мы тратим на второй язык в нашей семье. Такие подсчеты
необходимы, чтобы понять достаточно ли мы занимаемся вторым языком или нам
нужны корректировки.
Я понимаю,
что мои собственные подсчеты подойдут не для каждой семьи, ведь все семьи
разные, но все же решил поделиться ими. По крайней мере, пример языкового
погружения в нашей семье может стать пищей для размышления для других и
составления своего графика. (При подсчете можно использовать калькулятор J).
Семейные
обстоятельства. Для начала расскажу о нашей ситуации в семье:
·
Мои
дети: Лулу – 8 лет и Рой – 5 лет (скоро будет 6)
·
Мы
живем в Японии, дети ходят в японскую школу
·
Моя
жена - японка, занимается в основном воспитанием детей и говорит с ними только
по-японски.
·
Я
говорю с детьми только на английском (втором языке).
·
Я
являюсь основным источником второго языка для детей.
·
Раньше
я был учителем в международной школе в Хиросиме, сейчас занимаюсь с детьми
билингвами по своей разработанной программе.
·
С 2010 года я занимаюсь писательской
деятельностью, работаю в основном дома.
Итак, разберем диаграмму.
Чтение вслух каждое
утро за завтраком.
3, 5 часа в неделю. (7 дней по 30
минут).
Чтение вслух
это вообще основа моего обучения детей второму языку, которое началось с самого
их рождения. Это важнейшая форма обучения, которая должна начинаться с первого
дня жизни ребенка и продолжаться все его детство. Сейчас я читаю детям книги,
разделенные по главам, например, книги Беверли Клири (Beverly Cleary) о приключениях.
А еще последнее время я стал читать больше стихотворений, например, Шела
Сильверстина (Shel Silverstein) и Джека Прелустки (Jack Prelutsky). Нам
очень полюбились стихотворения.
Выполнение
домашних заданий вместе.
3,5 часа в неделю (7
дней по 30 минут).
Чтобы научить детей читать и писать по-английски, я разработал для них
ежедневные задания, которые они начинали выполнять с 3 лет, таким образом, у
них появилась прочная основа в письме и чтении еще до того, как они пошли в
японскую школу. (Все началось с простых заданий, например, обводить буквы по
точкам). В настоящий момент мои дети выполняют одну страницу упражнений из
книги для чтения, а также мы вместе читаем одну главу из книги (по ролям; по
очереди: я страницу, ребенок страницу). Лулу сейчас пытается осилить первую
книгу «Гарри Поттера», а Рой читает «Волшебный дом на дереве». Они также
выполняют другие задания раз в неделю, например, им нужно написать письмо
своему другу по переписке; сделать записи в дневнике; перевести слова на
картинках с японского языка на английский; разгадать кроссворд и т.д.
Общение
с детьми по рабочим дням.
7,5 часов ( 5 дней по 1,5 часа).
Я могу
общаться с детьми утром перед школой; вечером после школы; за ужином и перед
сном. Помимо чтения и совместного выполнения домашних заданий мы иногда играем
в игры, играем во дворе перед домом, болтаем за ужином, при этом рассказываем
«странные, но правдивые истории», придуманные воспоминания, нелепые загадки и
т.д.
Общение с детьми по
выходным.
6 часов (2 дня по 3 часа).
На выходных
я стараюсь брать детей и отправляться куда-нибудь втроем, проводя время на
английском языке. Конечно, такие прогулки удаются не каждые выходные (много
работы, другие планы), но если нам удается, то обычно мы идем в парк, или
гуляем по соседним улицам, ходим в однодневные походы в лес, а иногда идем в
городскую детскую библиотеку или детский музей, участвуем в городских
мероприятиях.
Чтение поневоле.
0,5 часа (7 дней по 5 минут, хотя
можно округлить и до 30 минут).
Суть этого
задания заключается в следующем: вам нужно повесить белую доску в ванной или
другом часто посещаемом месте и писать что-либо на ней (например, загадки,
сообщения от папы, который на работе, короткие истории). Это увеличит время,
когда ребенок занят чтением на втором языке. Мы стали применять это упражнение
с того момента, как дети начали учиться читать. При этом дети читают на английском даже тогда, когда я
нахожусь на работе. Несколько минут чтения в день принесет большую пользу в
будущем. (подробнее про чтение поневоле здесь: http://bilingual2013.blogspot.com/2014/05/blog-post_8.html)
Просмотр телевизора.
5,5
часов (3 дня по 30 минут в рабочие дни; 2 дня по 2 часа в
выходные дни)
Мы не
разрешаем детям долго смотреть телевизор, особенно по выходным, но если уж они
его смотрят, то обычно с экрана доносится английская речь. Им нравится смотреть
канал Disney, а также американские программы, такие как A.N.T. Farm, Austin and Ally и Shake it up. Телевизионные программы являются
хорошим инструментом для поддержания английского языка и знакомства с
американской культурой. Единственная сложность – вовремя выключить телевизор.
(Лилу обожает смотреть мультфильмы и может закатить истерику, если я говорю
«нет». На днях она закричала на меня: «Ты плохой папа!»).
Прослушивание музыки.
1.75 часов (7 дней по 15 минут).
Сложно
посчитать количество музыки, но пусть приблизительно будет так. Мы стареемся
включать музыку, пока дети играют в «игровой комнате». Они любят Диснеевские
мультики, поэтому мы ставим песни из этих мультфильмов, они их узнают и иногда
с радостью начинают танцевать по комнате.
Вот основные
способы обучения второму языку, которые мы используем в нашей семье в течение
недели. Я не упомянул некоторые другие, менее последовательные мероприятия,
такие как: игровые встречи с другими англоговорящими детьми; общение с
родственниками из США по скайпу; обучающие компьютерные игры.
Оценивая результаты:
·
Как
я и предчувствовал, дети получают достаточное количество английского языка,
чтобы не отставать от японского языка.
·
Заданий
много и они разнообразны, а значит затрагиваются все основные языковые аспекты.
·
Обучение
языку проходит активно, а не пассивно, ведь просмотр телевизора занимает
сравнительно мало времени.
·
Единственная
проблема, которая бросается в глаза, это недостаточное количество письменных
заданий. Как я упомянул выше, мои дети ведут дневники и пишут письма, но на
этом все и заканчивается. Развитие способности писать на втором языке – это
самое сложное задание со стороны родителей, требующее много времени, но я
подумаю над тем, как сделать письмо более активной частью их жизни.
Повышая количество
второго языка.
Мне повезло
– я работаю дома, но я понимаю, что у многих родителей нет подобной возможности,
и им не хватает времени на обучение детей второму языку. Прошу вас, всегда помните, что всегда возможно изменить
обстоятельства так, чтобы они помогли увеличить количество второго языка в
жизни вашего ребенка.
Когда мои
дети были младше, я работал весь день, и у меня не было возможности обучать
детей английскому так, как я это делаю сейчас. Но я знал, насколько важно, чтобы
дети в этом раннем возрасте занимались английским больше 20 часов в неделю,
поэтому я делал все, что было в моих силах, например «клонировал» себя
(записывал видео обращения для своих детей, которые жена включала им днем).
Вот моя
главная мысль, которой я хочу поделиться: если для вас важно воспитать ребенка
профессиональным билингвом, то знайте, его успех – какая бы ни была ситуация в
вашей семье - зависит в основном от вас.
От вашего желания, вашей решительности, от ваших сил и терпения. Это
действительно непросто, особенно если вы являетесь главным источникам языка,
кроме того требуется вложение сил и средств. Но если вы готовы сделать все
возможное с самого первого дня вашего малыша на этой планете, то ваши усилия
будут вознаграждены способностью вашего ребенка хорошо владеть двумя языками
всю его жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий