четверг, 8 мая 2014 г.

Что такое чтение поневоле?



Чтение поневоле – это стратегия, с помощью которой у ребенка появляется больше возможностей для чтения. В основе языкового знания в целом лежит «текст», а потому чтение поневоле на втором язык не только полезно, но и поможет вашему ребенка заинтересоваться в чтении в целом. Как правило, чем больше книг и других текстов окружают вашего ребенка, тем сильнее будут развиты его языковые навыки – во всех аспектах.


Чтение поневоле можно назвать таким подходом языкового развития как «пойманная аудитория». Здесь можно выделить две составляющие: чтение вместе с детьми и чтение детьми самостоятельно.

Чтение для детей вслух.
Я считаю, что чтение вслух является главной составляющей языкового развития ребенка. Необходимо начинать читать детям с самого их рождения, рассматривая при этом красочные картинки, и продолжать еще долго после того, как они сам научатся читать, при этом переходя к более серьезным книгам.
Новорожденный малыш, лежащий в кроватке и широко глядящий на этот мир – вот ваша лучшая «пойманная аудитория». Ведь если вы сядете рядом с вашим малышом на пол и начнете показывать картинки из книжки, что сможет он сделать, кроме как смотреть на них и слушать ваш голос? Вырвать книгу у вас из рук? Убежать? Вызвать полицию?
Младенчество – это золотая пора для чтения поневоле, родители должны этим воспользоваться и превратить в привычку ежедневное чтение для малыша. Это не только познакомит ребенка с новым языком, не только принесет пользу для его языкового развития, но еще и то эмоциональное тепло, которое чувствует малыш в такие совместные моменты – что уже награда – в будущем заложит в его сердце положительные ассоциации с книгами и чтением.  
Принцип чтения поневоле можно применять и когда ребенок подрастет. Давайте подумаем: когда дети являются самой пойманной аудиторией? Традиционно, перед сном, и это самое подходящее время, чтобы им почитать.
В нашей семье завтрак стал временем для чтения. В течение примерно 30 минут пока дети кушают, я им читаю. Они совсем не чувствует себя невольниками, скорее наоборот, с энтузиазмом ожидают. Естественно, что вам необходимо обзавестись подходящими для возраста детей книгами. Без нужных книг под рукой, тех которые будут интересны детям, вся задумка с чтением вслух «заглохнет». Не давайте этому случиться. Прикладывайте усилия чтобы находить, покупать или брать в библиотеке подходящие книги. (Воровать книги не рекомендуется). Помните, что чтение вслух – это самое важное, что вы можете сделать для языкового развития вашего ребенка.    

Чтение самостоятельно.
Как только дети научились сами читать на начальном уровне, ваша задача правильно использовать это новое умение. Если ребенок по характеру «книжный червь» - замечательно, но многие дети будут скорее скакать по комнате с книжкой на голове, чем спокойно сидеть, листая страницы. Конечно, мы можем и должны находить время, для того, чтобы регулярно читать книги вместе – по очереди, по странице. Но разве не здорово научить их проводить время за чтением самостоятельно несколько раз в день, пока мы, родители, заняты другими делами?
Ответ который я нашел: чтение поневоле.
Бывают разные моменты, когда ребенок может быть «пойманной аудиторией», но я думаю, лучший момент – когда ребенок сидит в туалете. И если вы поместите у него перед глазами подходящий текст, он будет его читать.
Это очень просто.
Просто вспомните о вашем опыте в туалете: если вы там сидите и вам на глаза попадается какая-либо надпись, вы ее непременно читаете, не так ли? Вы почти не можете не читать, даже если это простая надоедливая реклама в кабинке общественного туалета.   
Дети в этом почти не отличаются от взрослых, но нужно соблюдать кое-какие условия по отношению к надписям:
·         Они должны быть увлекательны;
·         Они должны соответствовать уровню чтения ребенка;
·         Формат текста должен быть хорошо читабельным.

Теперь пройдемся по каждому пункту.


Текст должен быть увлекательным.
Ребенку точно понравятся истории.  Истории пробуждают в нас любопытство, нам хочется разузнать, что будет дальше, и наше внимание не сдается пока не узнает чем же все закончилось. Проведите с детьми такой эксперимент: читая историю в книге с картинками, остановитесь «на самом интересном месте», например, когда с главным героем что-то случается, и скажите, что история закончилась, даже сделайте вид, что закрываете книгу. Я уверен, вам гарантирован скандал.
Когда мои дети были маленькими, я читал им сказки. Знакомые персонажи, такие как три поросенка, и ожидаемые действия главных героев помогают удерживать внимание малышей, и им спокойно. А когда они сами прочитают пару первых предложений, врожденное любопытство даст о себе знать – им непременно захочется дочитать.
       
Текст должен соответствовать уровню чтения ребенка.
 Очевидно, что текст должен соответствовать уровню чтения вашего ребенка, он должен быть не слишком простым, но и не слишком трудным; не слишком коротким, но и не слишком длинным, иначе все ваши усилия будут неэффективными. Ведь если текст будет слишком трудным и слишком длинным, то вы добьетесь обратного результата: ребенок расстроиться, устанет от чтения такого текста  и не станет дочитывать, а возможно, вообще перестанет верить в себя как в успешного читателя.
                    
Формат текста должен быть хорошо читабельным
С  этим тоже все понятно: если текст слишком мелкий или написан на незнакомом шрифте, ребенку будет сложно его читать, и он перестанет. Ваша цель – сделать текст как можно более близким ребенку, по шрифту и размеру, с короткими параграфами и множеством белых отступов на странице.

Подбираем подходящий материал.
Когда мне в голову пришла эта идея, я думал, найти подходящий материал легко. Я мог просто скопировать отрывки из сказок, или найти истории в интернете и напечатать их.  Но все оказалось не так просто: я нашел множество интересных историй, но они не подходили уровню моих детей и были слишком длинными. Мне нужен был материал для чтения базового уровня и довольно короткий по длине. И даже когда я находил что-то подходящее под мои требования, мне все равно приходилось переделывать  текст в нужный формат.  Подготовка историй стала трудоемким занятием, и мне показалось, что вся идея теряет смысл.
И все же я был убежден, что моя тактика сработает, если бы только у меня был подходящий материал…. И тогда я сделал решительный шаг и начал писать истории сам. Ведь когда я сочиняю истории, я могу подгонять их под нужные требования: они короткие, интересные, соответствуют уровню чтения детей и напечатаны на удобном для чтения шрифте.

Конечно, написание историй требует времени, несомненно, но награда велика: мои дети сейчас читают чаще, чем раньше, сами. Чтение историй не только улучшило их навыки в чтении, но и уровень английского языка в целом. Туалет находится совсем рядом с моим кабинетом, и я порой с радостью подслушиваю, как они там старательно бормочут.             

Комментариев нет:

Отправить комментарий