Автор статьи: Adam Beck
Когда дело касается воспитания ребенка на двух языках, самый частый вопрос, который я слышу от родителей: "Как помочь ребенку усилить второй язык и начать на нем активно говорить?"
Когда дело касается воспитания ребенка на двух языках, самый частый вопрос, который я слышу от родителей: "Как помочь ребенку усилить второй язык и начать на нем активно говорить?"
Итак, что делать, если ребенок не говорит на втором языке?
Ответ на этот вопрос вы найдете в следующих семи пунктах, которые дают четкие рекомендации, следуя которым, вы несомненно добьетесь хороших результатов:
1. Найдите источник проблемы.
Если ребенок использует второй язык без энтузиазма, нехотя, и в основном полагается на свои знания доминирующего языка, скорее всего, нарушено одно из "двух главных условий" билингвизма, а может быть и оба. Главные условия - это количество языковой практики и необходимость использовать второй язык. У ребенка должно быть достаточно много языковой практики и должна быть естественная необходимость использовать этот язык. Практика и необходимость лежат в основе всего билингвального воспитания детей. Чем серьезнее вы будете к ним относиться, тем выше будут шансы на успех. Кстати говоря, если отнестись серьезно к этим двум условиям в самом начале пути, то есть надежда, что проблемы нежелания использовать второй язык не будет. Такая превентивная мера.
2. Начните решать проблему.
Если все-таки у ребенка недостаточно практики и необходимости использовать второй язык, то вам потребуется более серьезное посвящение: вам нужно осознанно прикладывать больше усилий и делать это ежедневно. Ваша цель научить ребенка говорить на двух языках - если она действительно важна для вас и вашей семьи - должна подняться вверх в списке приоритетов, должна занять центральное место в вашем образе жизни. Без твердого убеждения, что проблему недостатка практики и необходимости использования языка нужно решать, причем творчески и с постоянством, усилить второй язык не получится. А доминирующий язык тем временем будет постоянно становиться все сильнее.
Если есть возможность, внимательно пересмотрите основные условия, в которых вы воспитываете ребенка билингвом, и попробуйте изменить их так, чтобы это пошло на пользу усилению второго языка. К таким "серьезным условиям" можно отнести: язык, на котором вы говорите дома; обучение в той или иной школе, количество поездок в страну изучаемого языка; ваша занятость на работе и место жительство - все это имеет огромное влияние на языковое развитие ребенка. Конечно, изменение техник и тактик обучения - это тоже важно для улучшения развития языка, но самый эффективный способ - это совместить их с изменениями на более серьезном уровне.
4. Увеличьте количество языковой практики
Будьте максимально активны и готовьтесь заранее, когда дело касается языковой практики. Ежедневно в интересной игровой форме - вот единственный самый главный фактор усиления языка и его практики. Помимо того, что нужно установить дома полезные привычки (много разговаривать с ребенком, читать вместе вслух каждый день и т.д.), постарайтесь наполнить свой дом источниками второго языка (например, книгами на нужном вам языке, а если их трудно раздобыть, то можно приобрести яркие книги с картинками, но без слов, и по ним рассказывать свои истории). Чем больше у вас языковых ресурсов, тем больше возможностей заинтересовать ребенка, вовлечь в игровую деятельность, что в свою очередь приведет к более активной практике второго языка. Чем больше вы будете обращать внимание на второй язык, тем меньше внимания будет уделяться доминирующему языку и его влиянию.
5. Увеличьте необходимость использовать второй язык
Родителям, обучающим своих детей второму языку, нужно сформировать условия так, чтобы ребенок был вынужден использовать этот язык с самого раннего возраста, с момента, как он вообще начнет говорить. Для этого нужно вспомнить два главных условия успеха: количество практики и необходимость использования языка. "Необходимость использования" может страдать в том случае, если родитель регулярно использует доминирующий язык с ребенком или в присутствии ребенка. Я всегда настоятельно рекомендую родителям, по мере возможности, максимально снизить количество использования первого языка, особенно в ранние годы ребенка. Тем не менее, я понимаю, что не во всех семьях это возможно. В таком случае, чтобы усилить необходимость использования второго языка, постарайтесь найти возможность практиковать только один (второй) язык за пределами семьи: родственники, которые не знают первого языка, учителя, нянечка, школы, курсы, поездки и т.д.
6. Используйте ежедневные техники обучения
Помимо того, что нужно пересмотреть основные условия билингвального воспитания и постоянно использовать второй язык в общении с ребенком, использование различных небольших техник и тактик обучения помогут усилить развитие языка. Активное использование приемов обучения с раннего возраста может помочь избежать многих трудностей в будущем. Вот четыре основные техники обучения, которые стоит попробовать:
- Рассказывайте обо всем, что вы делаете и что происходит, когда вы вместе с ребенком, так вы поможете ему погрузиться в языковую среду.
- Повторяйте сказанные ребенком фразы, дополняя их новыми словами, так вы поможете ему расширять словарный запас.
- Фразы, сказанные на доминирующем языке, повторяйте за ребенком на втором языке, переключая его на нужный вам язык.
- Задавайте вопросы, которые предполагают выбор. На начальном этапе на такие вопросы ребенку легче отвечать, чем на открытые вопросы.
7. Используйте разные "хитрости"
Когда ребенок не хочет говорить на втором языке, попробуйте использовать эти четыре хитрости, которые могут повысить их мотивацию. Успех использования этих тактик зависит от родителя и ребенка, но многим семьям они помогли. Главное помните: это игра, здесь нужно веселиться.
- Установите "правило": все просьбы - только на втором языке. Если использован "неправильный" язык, вы не реагируете. Такая стратегия помогает переключить ребенка на более частое использование второго языка в целом.
- Отвечайте на просьбу в зависимости от языка. Если ребенок обратился на доминирующем языке, начните отвечать, но очень-очень медленно, как в замедленной съемке. Если ребенок хочет, чтобы вы ответили в нормальном темпе, ему нужно повторить вопрос на втором языке.
- Познакомьте ребенка с новой игрушкой (мягкой игрушкой, куклой-варежкой), с питомцем (кошкой, собакой, кроликом и т.д.) или даже с живым малышом и объясните ребенку, что эта игрушка, питомец или малыш знают только один язык - тот, который является вторым для ребенка, разумеется.
- Используйте слово "загадочный", чтобы усилить интерес ребенка. Например, сделайте "загадочную коробку", в которую регулярно кладите разные предметы. Догадываться о том, что внутри, можно только на втором языке. Или сообщите, что скоро вы отправитесь в "загадочное путешествие", все обсуждения - только на втором языке!
Главный вызов
Итак, еще раз повторим: в основе успеха обучения ребенка двум и более языкам лежат два главных условия - большое количество языковой практики и естественная необходимость использовать этот язык. Чтобы соблюдать эти условия, родителям нужно быть последовательными и активными и использовать различные техники и хитрости. Несмотря на то, что в некоторых ситуациях нам непросто, нужно продолжать двигаться вперед, не опуская рук, и делать это с терпением и c энтузиазмом.
Ссылка на оригинал статьи
Ссылка на оригинал статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий