понедельник, 16 февраля 2015 г.

Как помочь ребенку заговорить?

Игры.

Новая порция игр и занятий для детей от года и старше, которые направлены на развитие языковых и речевых навыков. А также простые рекомендации по поводу того, как в такие игры играть. Итак, что можно делать, чтоб помочь ребенку заговорить: 

1. Играя, обучать новым словам. Малыши любят проводить время с родителями, особенно в игре, а мамы и папы могут использовать это время для знакомства ребенка с новыми словами.
Можно поиграть, например, в "части тела", задавая ребенку такие вопросы: "Where is Amy's nose? Where is Mommy's nose? Where is your foot?". Некоторые дети со временем даже могут начать подшучивать над мамой, при просьбе показать, где живот, показывают на ухо и хохочут. Если малыш только-только начинает говорить, поиграйте с ним в "символические звуки", например: корова - moo, машина -  beep, beep. Такие звуки нетрудно произнести, они нравятся детям и вдохновляют их говорить и произносить звуки.  

Еще одна простая игра: "Ready, steady, GO!" Надуйте воздушный шарик, держите его в руке, а потом скажите медленно и четко: "Ready, steady, GO!" и отпустите. Повторите несколько раз, а потом скажите только: "Reasy, steady..." и сделайте паузу. Есть вероятность, что малыш скажет "GO!" за вас.  

2. Петь песенки. Песенки тоже являются формой игры, особенно если сопровождаются движениями. Можно, например, петь "The Wheels on the Bus" или "Twinkle, Twinkle, Little Star", чтобы помочь ребенку использовать правильно интонацию. Слушая рифмованную речь, ребенок учится различать звуки, а это необходимое умение для того, чтобы научиться читать. Сначала придется петь соло, но со временем ребенок начнет повторять движения, а потом и подпевать. 

3. Когда ребенок играет с игрушками, комментируйте его действия. Например, говорите: "That's a big truck!" или "This cat is sleeping". Так вы познакомите ребенка с новыми словами. А задавая вопросы "Where is the green truck?", вы дадите ему возможность потренировать новые слова. Никогда не заставляйте его повторять одно и то же слово с целью  "выучить". Вместо это добавляйте новые слова к уже известным. Если ребенок сказал "car", скажите: "yellow car, fast car". Это научит ребенка соотносить прилагательные слова с существительным, использовать их вместе, узнавать о свойствах разных предметов. Даже строя обыкновенную башню из кубиков можно активно расширять словарный запас ребенка: прилагательными (higher, up), глаголами (fall down, build), предлогами (on-top), существительными (colours, numbers). 

4. Не нужно исправлять произношение, грамматику или порядок слов, выбранный ребенком. Вместо этого просто всегда говорите с ним правильно. Прежде чем начать говорить, ребенок долго слушает речь, которая его окружает. Если вы сами используйте правильную грамматику, не коверкая слова, то вы уже делаете все необходимое для правильного речевого и языкового развития малыша. Говорите слова четко и понятно, если ребенок повторил за вами - обязательно похвалите его и повторите слово еще раз, чтобы показать, что вы его поняли.  

5. Постарайтесь всегда находить время, чтобы побыть с ребенком вдвоем. Полистайте книгу, рассматривая и обсуждая картинки, сюжет. Выключите телевизор, чтобы не мешал, избавьтесь от другого ненужного шума. Ну а книги? Книги - это ключ к грамотности. На любом языке. Доказано научно. 

6. Используйте каждую возможность, чтобы учить ребенка новым словам. Вы пошли в магазин? Или купаете малыша в ванне? Показывайте на предметы, называйте их, задавайте вопросы ребенку, расскажите стишок, связанный с предметом. Не нужно выделять особенное время в течение дня, чтобы "обучать" ребенка, лучше обучайте его в процессе игры, купания и прогулок. (Примеры того, как это сделать

7. Не забывайте про ролевые игры. Переодеться и примерить себе какую-то роль - это не только веселое занятие для ребенка, но и полезное. Такие игры развивают воображение и расширяют словарный запас. Вот лишь пример того, сколько слов можно использовать, играя в пожарных: fire, fire fighter, fire engine, ladder, water, hose, burning, building, climbing up, down, smoke, hat, boots, squirt, bucket, fire out, hero, и т.д. и т.п. Не стоит планировать, что все слова будут сказаны, игру вообще не стоит планировать. Она должна идти сама по себе. Вот пример ролевой игры: 

Игра в водителя автобуса. Пусть ребенок будет водителем, а вы - пассажиром. Расставьте стулья как сиденья в автобусе и начинайте играть свои роли. Заранее подумайте о том, какие слова подойдут, например: steer the bus, press the horn, ring the bell, sit down, pay the driver, drive the bus, find the change, walk down the aisle. Если для ребенка игра трудновата, тогда вы можете начать в роли водителя, чтобы показать пример. А потом поменяйтесь.    

8. Мотивируйте ребенка говорить. Есть несколько способов помочь ребенку "говорить". Например, покажите ребенку коробку с печеньем, но не открывайте ее, пока он не попросит. Это не значит, что он должен сказать вежливую фразу, достаточно любой работы голоса, особенно если ребенок еще совсем малыш. Достаточно, чтобы он что-нибудь "промычал", указывая на коробку. Так вы учите его пользоваться голосом как полезным инструментом. 


Информация отсюда: 

http://www.pbs.org/parents/education/reading-language/reading-milestones/baby-language-development-milestones/baby-talking/

http://www.icommunicatetherapy.com/child-speech-language/child-speech-language-development/activities-strategies-help-develop-speech-language-skills/