понедельник, 23 ноября 2015 г.

Главный фактор успешного воспитания билингва

 Какие факторы воспитания детей билингвами являются самыми 
главными?

Из книги "A Parents' and Teachers' Guide to Bilingualism", автор Colin Baker
Любой родившийся малыш уже обладает способностью стать билингвом или полиглотом. Многие из таких малышей остаются одноязычными. Никто из заботливых родителей и врачей не лишает ребенка возможности развиваться физически, социально, эмоционально, интеллектуально. Но все же многие из нас не дают ребенку возможности развиваться билингвально.

 Язык – это способ общения, который в некоторой степени определяет личность человека. Нам нужен язык, чтобы передавать информацию, строить отношения, играть в игры, рассказывать истории, знакомиться  с новыми людьми и работать в группах. Многие родители бесконечно много волнуются о правильности речи ребенка, о том, способен ли он подобрать наиболее подходящее слово, не смешивает ли языки, может ли переводить с одного языка на другой и интерпретировать сказанное. А ведь это не главное. Самый важный фактор в воспитании билингвов – это сделать изучение языка интересным занятием, которое приносит удовольствие и только положительные эмоции. Дети должны ценить умение владеть двумя языками и двумя культурами и понимать, какие это дает ему преимущества.
Родители попадаются в собственную ловушку, если превращают языковое развитие в «крестовый поход», в источник конфликта или серию постоянных мелких кризисов, в борьбу против стандартов владения всего одним языком.  Дворец языка одновременно стоится и разрушается. Для ребенка билингвизм начинает ассоциироваться с удовольствием, беспокойством и постоянными исправлениями.

Крайне важно развивать и постоянно поддерживать в ребенке положительное отношение к обоим языкам и мотивацию к их дальнейшему освоению.  Ребенка нужно постоянно воодушевлять. Порадуйтесь даже небольшим шагам в сторону билингвального развития. Просто невзначай похлопайте его по спине, скажите негромко: «Молодец!», подмигните и улыбнитесь – и это чудесным образом подействует на его языковую самооценку. Например, когда ребенок правильно переключился с одного языка на другой, чтобы бабушка смогла его понять, или автоматически перевел другу сказанное, чтобы поддерживать общую беседу в группе,  в этот момент дайте ребенку понять, что вы радуетесь его успехам, только не делайте этого слишком эмоционально.  Нам всем нужна поддержка, она помогает нам идти вперед и развивать навыки. Воодушевления и заслуженная похвала создают положительную обстановку,  атмосферу заботы и взаимопомощи в семье, что является необходимой частью развития билингвизма.

Чаще всего нужно мотивировать ребенка говорить именно на втором языке. Если на детской площадке, на улице, с экрана телевизора ребенок не слышит второго языка, родителям приходиться много стараться, что развить в детях положительное отношение к этому второму языку. Активнее всего нужно развивать именно второй язык, а не первый, особенно в раннем возрасте ребенка. Ветер влияния, как правило, дует в сторону доминирующего языка – это средства массовой информации, работа родителей, общение в государственных  учреждениях, например.  Таким образом, языковое равновесие нужно восстанавливать, отдавая предпочтение второму языку. Убедившись, что ребенок полноценно и свободно овладевает  доминирующем языком,  его в некотором смысле придется блокировать.

Самый главный фактор в воспитании детей билингвами – это язык, окружающий язык. Садовник не может заставить языковые семена вырасти. Все, что может сделать садовник, - это создать подходящие для этого условия, такие как: хорошая почва, солнечный свет, вода и уход. Языковой рост у детей требует минимальной подрезки ветвей – они нежные маленькие растения. Постоянные исправления или требование повторять слова правильно – это и есть подрезка ветвей, которая негативно влияет на языковое развитие ребенка.  Роль языкового садовника – обеспечить растение доброй почвой, то есть положительным окружением для языкового развития.

Языковой рост и развитие могут быть крайне медленными. Впереди много беспокойных дней, когда молодые побеги вдруг перестанут развиваться также интенсивно, как прежде, а еще позже появится опасность сломаться под яростным ветром давления со стороны сверстников. Родитель подобно садовнику, может максимально улучшить условия, которые смогут влиять, но родители не могут контролировать языковой рост ребенка.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий