понедельник, 4 мая 2015 г.

Воспитываем билингва. Выбираем стратегию

Рано или поздно каждой семье, воспитывающей ребенка билингвом или планирующей это делать, надо организовать весь процесс обучения, разобраться, кто на каком языке говорит и когда. Некоторым нужно принять осознанное решение по данному вопросу, а в некоторых семьях все как-то само собой естественным образом устраивается. Существует несколько стратегий или, по-другому, подходов, хотя нет одной «правильной» стратегии, поскольку правильная – это та, которая больше всего подходит вашей семье.


Никто не может решить за вас, как вы будете обучать ребенка двум языкам. Друзья, родственники, учителя и даже ваш врач-педиатр могут иметь свои мнения по этому вопросу, но принимать эти мнения или игнорировать – это ваше право. Только семья решает, как весь процесс будет организован в их доме.

Хотя некоторые специалисты в области билингвизма считают, что язык можно выучить и бессистемно, все же большинство из них утверждают: чтобы вырастить ребенка, способного свободно владеть двумя языками, нужно с самого начала задать направление.  Любая стратегия обучения подойдет и будет успешно работать, если родители  будут последовательными в ее использовании.  

Однако в жизни часто меняются обстоятельства, выбранная вами стратегия может перестать работать по каким-то причинам и ее можно заменить другой. Выбранная стратегия дает языковое основание, но это всего лишь основание. Родителям придется много вкладывать в билингвизм, чтобы стоить дальше на  «заложенном фундаменте».  Тем более что если общество вокруг говорит исключительно на одном языке, то для сохранения второго языка потребуется много усилий.

Интересно, что со временем родители частично перестают контролировать языковую ситуацию в семье. Дети растут и сами выбирают, на каком языке они хотят говорить.  Обычно дети не спрашивают о том, на каком языке им говорить с одноклассниками или учителями, друзьями во дворе. Даже братья и сестры сами выбирают язык, на котором общаются между собой.

Существует множество стратегий, но лингвисты выделяют три основные:



Многие родители, прошедшие путь воспитания билингвов, считают, что каждая семья должна выбрать для себя именно тот подход, который кажется естественным и отвечает поставленным целям.