пятница, 18 июля 2014 г.

35 советов для родителей билингва. Советы 20-35.

1.    Используйте музыкальный фон.
Использование музыкальных дисков – это еще один простой и эффективный способ обучения второму языку. Они, конечно, не подходят как основной обучающий материал, но это еще один вспомогательный, полезный предмет в вашу копилку языковых инструментов. Просто включите диск с подходящими детскими песенками в детской комнате, и пусть он играет там регулярно. Если ваши дети похожи на моих, то скоро они будут петь вместе с диском!


2.    Играйте в игры всей семьей.
Игры на втором языке: настольные игры, карточные игры, игры со словами и рассказами историй – это еще один полезный ресурс, который неплохо бы иметь у себя дома. Дети любят играть, и вы легко найдете интересные и веселые игры на нужном языке, которые будут еще и приносить пользу для развития языка. (Вы можете купить игру на любом языке, если на этом языке написана только инструкция, и вы знаете правила.) Чтобы в семье была гармония, я предлагаю играть не только в «соревновательные игры» (когда в конце кто-то из детей в слезах), но и в «кооперативные игры» (где игроки работают как команда).

3.    Изобилие языка.
Помимо книг, игр, музыки и плакатов пусть  ваш дом будет наполнен вторым языком до предела. И в то же время постарайтесь, насколько это возможно, препятствовать проникновению в ваш дом влияния доминирующего языка. Например, при покупке электронной игрушки, отдавайте предпочтение той, которая «говорит» на втором языке. И таким же образом,  придавайте особое значение телевизионным программам и фильмам на «языке семьи».

4.     Разжигайте интерес.
Прилагайте усилия, чтобы разжечь в детях интерес к языку. Это можно делать с помощью различных материалов и возможностей второго языка. Если ваш сын любит супергероев, а дочь – лошадей, найдите про них подходящие книги или фильмы на втором языке. Так вы сможете обучать языку, основываясь на увлечениях детей. В зависимости от того, где вы живете, вероятно,  у вас также есть возможность посещать различные курсы, кружки и секции, связанные с интересами ваших детей.  

5.    Рассказывайте истории.
Рассказывайте детям истории из своей жизни – дети обожают слушать истории о приключениях своих родителей, когда те были маленькими. А еще вы можете выдумывать фантастические истории про свое прошлое (это детям тоже нравится). Суть историй – правдивых или нет – заключается в  расширении словарного запаса и умении вести беседу, и они особенно уместны, когда семья собирается за столом.

6.    Используйте изображения.
Изображения окружают нас – фотографии и иллюстрации из Интернета, книг, журналов, газет, плакатов, баннеров и т.д.  – и подобные изображения могут быть сознательно использованы для стимулирования и развития второго языка.  Заведите привычку регулярно задавать детям простые вопросы, не предполагающие конкретного ответа, когда вы смотрите на какое-либо изображение: «Что ты видишь?».  А потом задавайте вопросы, вытекающие из ответа ребенка. Подобное взаимодействие образа и речи благотворно сказывается на языковом развитии.

7.    Задавайте письменную домашнюю работу.
Если вы планируете обучить ребенка чтению и письму на втором языке, то как можно раньше начинайте давать ему домашние задания. Если вы начнете давать маленькие порции домашнего задания в возрасте 3-4 лет – начиная, например, с написания букв по точкам, или используя легкие учебные книги, - то вы установите определенного рода привычку, которая останется у ребенка на протяжении всего детства. Пусть выполнение домашнего задания станет таким же обычным делом, как чистка зубов, и тогда в будущем вам не придется уговаривать или заставлять ребенка «садиться за уроки».  

8.    Держите связь с бабушками и дедушками.
Многие семьи, в которых дети изучают два языка одновременно, живут далеко от своих родственников. В таком случае, можно преодолеть расстояние и усилить связь между детьми и бабушками и дедушками тремя способами: 1) выкладывать фотографии и видеоклипы в Интернете, чтобы ближе познакомить два поколения; 2) организовать беседы с помощью Skype; 3) и мотивировать их писать друг другу письма. Это не только способствует развитию привязанности, но и вдохновляет детей на изучение языка, на котором говорят бабушка и дедушка.

9.    Найдите друга по переписке.
Нет лучшего способа стимулировать письменную речь, чем переписка с другом. Последние несколько лет моя дочь переписывается с девочкой из США. Они пишут друг другу раз в два месяца (и мы ей немного помогаем), а также отправляют друг другу подарки на Новый год и на день рождения. Надеюсь, что их переписка будет продолжаться еще какое-то время, но уже сейчас она добилась видимых успехов в письменной речи и осознала ценность владения еще одним языком.
 
10. Научите ребенка ценить второй язык.
Чтобы научить ребенка ценить свою способность говорить на втором языке, нужно влиять на его отношение к языку, а также нужна мотивация. Оценить пользу владения языком можно, общаясь с другими людьми, говорящими на этом языке. Вы можете организовать игровые встречи с другими детьми, собрания с друзьями и семьей (лично или с помощью интернета), или приглашать в гости людей, владеющих нужным вам языком. Конечно, если у вас есть возможность, было бы неплохо съездить в страну, где ваш второй язык является основным, а еще лучше, если бы в этой стране получилось отправить ребенка в школу на недолгое время. Тогда бы он смог по-настоящему оценить важность языка и подтянуть его.  

11. Используйте язык, чтобы помочь другим.
Общение с носителями языка, безусловно, является хорошей мотивацией для ребенка ценить свои знания и углублять их, но я нашел еще более мощное средство для мотивации: создавать ситуации, в которых ребенок может помочь другим, используя второй язык. Например, иногда моя дочь и я помогаем людям, которые также изучают этот язык. Благодаря этому опыту, она осознала, что владение вторым языком полезно не только для нее, но и для других и, мне кажется, для нее это стало более сильной мотивацией.

12. Используйте метод «кнута и пряника».
Существуют различные точки зрения относительно наград, но я понял, что использование «пряников» в разумных пределах, является эффективным средством побуждения детей к чтению и выполнению домашних заданий. В нашей семье, если сын заканчивает читать книгу, то он получает небольшой приз – то, что его точно обрадует. Мой сын, например, любит пластмассовых Пакемонов, и эта маленькая награда увеличивает его желание читать. Что касается домашних заданий, удивительно, но они довольны даже маленьким кусочкам жевательной резинки (без сахара), которые получают за выполнение работы. И единственный «кнут», который мне приходится использовать – это запрет на просмотр телевизора, пока домашнее задание не выполнено.

13. Творческий подход.
Наше задание заключается в том, чтобы противопоставлять наши усилия вечно меняющимся обстоятельствам. Растут дети, меняются обстоятельства, и мы должны реагировать на эти изменения и находить решения, которые будут способствовать билингвальному развитию детей по намеченному пути. Чтобы справиться с этой задачей успешно, нам необходимо мыслить творчески. Чем больше наш разум может представить и создать, прибегая к нетрадиционным решениям, тем лучшую поддержку мы сможем оказать своим детям. 

14. Упорно продолжайте, несмотря ни на что.
Если воспитание двуязычного ребенка действительно важно для вас, вы должны разбираться со всеми трудностями, встающими у вас на пути и продолжать с упорством то, что начали.  Это длинный трудный путь для каждого, а для родителей, находящихся в особо сложной среде, тем более. Но единственный способ осознать насколько велика ваша цель – это двигаться к ней шаг за шагом, день за днем. Очень важно, чтобы цель всегда была у вас в голове,  но главное всегда помните, что ваш ребенок тоже хочет быть билингвом.  Возможно, он этого еще не понял, но могу поспорить, когда он станет постарше, он будет очень счастлив, что однажды вы не сдались.

15. Время и внимание.
Наши дети будут маленькими лишь раз, и то, это только мгновение. В каких бы условиях вы ни находились, делайте все возможное, чтобы проводить время и уделять внимание детям, пока они маленькие. Они нуждаются не только в помощи при изучении языка, они в первую очередь, нуждаются в вашей любви. Это не всегда просто остановиться посередине, когда ребенок вас перебил, или ответить на еще один  любопытный вопрос без раздражения, и все же постарайтесь – каждый раз – чтобы улучшать билингвальные способности вашего ребенка, и чтобы укреплять ваши с ним взаимоотношения.

Ведите дневник.

Этот последний совет не совсем связан с билингвизмом, и все же мне хочется им поделиться. Если вы еще не ведете дневник о своих детях, возможно, стоит начать. Это не требует много времени, серьезно, просто напишите пару строк раз в неделю, но для ваших детей эти наблюдения за их успехами, эти описания их особенностей и интересов, примечательные события и новые знания однажды станут бесценным взглядом назад в их детство, которое они уже почти забыли.