вторник, 7 июля 2015 г.

Два родителя + два языка = команда?

Из книги Family Language Learning: Learn Another Language, Raise Bilingual Children, автор Christine Jernigen

Вы волнуетесь, что ваш план о воспитании детей билингвами не сработает, потому что ваш муж или ваша жена не говорят на втором языке?  Давайте разберемся и перестанем волноваться:


Не владеющий вторым языком родитель начнет им владеть со временем

Обсуждая трудности, с которыми могут столкнуться родители, я слышала различные варианты, начиная с того, что одному из родителей обидно, что он «выпадает» из беседы  до полного непонимания детей одним из родителей. Одна мама, которая говорит с детьми только по-японски, написала о переживаниях мужа:

Вообще-то он изучал японский в течение одного года в университете, это очень нам помогло, потому что он не только учил новые слова, но и внимательно следил за формами глаголов и временами, однако он совсем не понимал наших шуток. Иногда кто-то из детей говорил что-то забавное, я смеялась, а он спрашивал: «Что она сказала?», я переводила, но он не понимал, почему это было смешно.

И не только могут возникнуть обиды, но и непонимание, эта же мама продолжает:

Иногда он использовал не те грамматически времена. Например, я сказала детям: «Молодцы, что собрали игрушки». А он добавил, обращаясь к детям: «Слышали, что мама сказала? Собирайте игрушки».  Он улавливал только суть, и он старался помочь…, но все же часто это приводило к обратным результатам. Это было очень утомительно.

Мама, муж которой не владеет вторым языком, переживает, что из-за этого он отдалится от детей:

Мой муж не знает второго языка, и мне бы не хотелось такого: «Что он говорит? Я не понимаю собственного ребенка!»  Нет, я бы не хотела, чтоб такое случилось.

Но подумайте вот о чем. Если вы начали приводить свой билингвальный план в действие с самого рождения ребенка, то к его пяти годам, ваш муж услышит очень много  часто повторяющихся фраз  и выражений.  Даже если он  не достигнет уровня языка, позволяющего говорить, то все равно пассивные знания помогут ему понимать сказанное.  Вам не придется постоянно переводить, а он будет «в  вашей билингвальной команде».


Помощь второго родителя

Некоторые родители, с которыми я беседовала, признаются, что, общаясь с мужем или женой на первом языке, им иногда не хотелось переключаться на второй язык с ребенком, чаще всего им было просто лень. Одна мама рассказывает:

Я всегда говорила с Мэри Кейт по-французски за исключением тех моментов, когда мы были вместе с мужем.  Большую часть времени я говорила с ней по-французски, но на выходных мне иногда было просто лень переключатся с языка на язык, а с мужем я говорила по-английски. И было как-то странно переключаться на французский, ведь он его не понимает.

В такой ситуации можно попросить второго родителя о помощи, пусть он следит за тем, чтобы вы переключались.  Обсудите, каким сигналом он должен указать на то, что вы не перешли на второй язык, обращаясь к ребенку.  И не забудьте благодарить его, а не ругать, за помощь.

Уважение со стороны второго родителя

Если именно вы обучаете ребенку второму языку, вы можете настоять на том, чтобы все члены семьи относились к использованию этого языка с уважением.  Передразнивать и шутить по поводу языка, на котором говорит ребенок, нельзя, иначе у ребенка может развиться негативное отношение к этому языку.

Еще одна ошибка, которую допустил мой муж – он начал дразнить нас за то, что мы говорим по-французски. Я запретила ему.  Он начал повторять за дочкой смешным голосом, и почти сразу она перестала даже пытаться что-то сказать. Ей было 2,5 года, она уже понимала, что папа ее дразнит, и ей это не понравилось.

Важно относится к языку серьезно.   Желание ребенка изучать второй язык напрямую зависит от энтузиазма вашего мужа или жены по отношению к языку, на котором вы говорите.

Общение и компромисс

Какие бы трудности не встали на вашем пути, их нужно обговорить.  Спросите мужа или жену: «Можешь привести примеры, когда тебе было трудно?» или «Что мы можем сделать, чтобы ты чувствовал себя более комфортно?»

Если вы говорите с детьми исключительно на втором языке, и это серьезно мешает вашим отношениям, договоритесь об изменениях в вашей стратегии обучения – вам нужна счастливая семья. В моем случае, когда я вижу, что мой муж растерян, я кратко перевожу  то, о чем мы говорим.  Вы также можете рассказать то, что будете обсуждать с детьми, прежде чем начнете говорить, особенно если муж немного понимает второй язык. Например, за ужином, если мне нужно сказать что-нибудь именно детям, я сначала говорю мужу: «Мне нужно быстренько сказать им о том, как и где я заберу их из школы завтра». Затем я переключаюсь на португальский язык, а муж спокойно относится к тому, что не понимает каждую подробность.

Возможно, вашему мужу или жене такой план не подходит. Тогда вам придется придумать что-то другое. Определяющий фактор – вам нужна поддержка второго родителя.  Без нее вам будет трудно быть счастливой и сохранять мотивацию.

Поймите, что второй родитель жертвует

Есть разные способы сохранить мир в семье. Одна мама, которая говорит с детьми по-японски,  справляется с раздражением мужа напоминанием того, что в будущем все будет по-другому:

У нас была нянечка, мы наняли ее после того, как я пробыла с сыном дома полтора года. В это время он уже начал говорить по-японски, а муж начал раздражаться и иногда говорил: «Да что ж такое, я  даже не могу с ним нормально поговорить!» И я бы могла сдаться, но вместо этого говорила: «Я знаю, тебе непросто, но как только он пойдет в школу, все будет с точностью наоборот».


В данной ситуации владеющий вторым языком родитель принял тот факт, что второму родителю приходится жертвовать, и напомнил, что скоро придется жертвовать ей.  Но поскольку ребенок пойдет в школу только через несколько лет, она могла бы пойти на уступку и таким образом взять мужа в команду. Например, она могла бы предложить говорить на первом языке в особых случаях, когда муж чувствовал себя растерянно.  Или могла бы предложить ему проводить особенное время с сыном, когда бы они вдвоем общались на первом языке.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий