пятница, 19 декабря 2014 г.

Возрастные нормы развития речи

Есть некоторые возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. На них следует ориентироваться, но это не значит, что все показатели обязательно должны быть такими. Каждый ребенок развивается в своем темпе. 

Для детей-билингвов нормы остаются примерно такими же, но делятся на два языка,
т.е. если к определенному возрасту ребенок должен знать 10 слов, то маленький билингв может знать 5 слов на одном языке и 5 - на другом, или 3 слова на одном языке, а 7 - на втором. 

Итак, 

Возраст ребенка
Особенности этапа развития
2-3 месяца
Гуление. Оно приходит на смену крику. Малыш учится понимать речь и управлять интонацией.
7-9 месяцев
Лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д.
К концу первого года жизни
Появляется несколько осознанно употребляемых слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых  слогов: «мама», «баба», «папа», «woof-woof», «yum-yum» и т.д.
С 1 года до 2 лет
После года развитие речи идет стремительно. Ребенок произносит все больше осмысленных слов и звукосочетаний. Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает.
К полутора годам дети могут показывать отдельные части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие из двух и трех слов.
С 2 до 3 лет
К 2 годам словарный запас ребенка составляет примерно 300-400 слов. С двух лет (или чуть позже) происходит «взрыв» развития речи: увеличивается словарный запас, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов. К трем годам речь становится основным средством общения.
3 года
В этот период ребенок стремится к самостоятельности, это находит отражение и в речи: ребенок начинает говорить о себе в первом лице, использует больше лексических и эмоционально-выразительных средств. Активный словарь ребенка составляет до 1500 слов. Начинает использовать развернутые предложения. Использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.  
4 года
В речи четырехлетнего ребенка уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки. В английском языке звуки θ и ð (th). Исчезает смягченное произношение согласных.
5 лет
К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000 слов. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками языка и правильно употребляет их в речи
5-7 лет
Словарный запас ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.